читать дальшеГрустный анекдот в тему событий.
В лесу собираются мелкие звери, лисенок говорит: мне мама леденец подарила, волчонок: мне мама конфетку подарила; зайчонок: мне морковку... медвежонку ничего не подарили, он думал-думал и говорит: "А мне, а я... а я вам всем пизды дам!!
Вот знаете, есть у меня дурацкая примитивная идея насчёт того, почему, собственно, семена геббельс-тв упали на такую плодородную почву и почему именно фашизм и национализм, которых нет, кажутся значительно более подходящими противниками, нежели фашизм и национализм, которые есть (кому интересно сравнение ситуации - рекомендую сгулять по ссылке lenta-ua.livejournal.com/1482909.html, очень трезвый анализ.)
Когда в последний раз у советского человека была возможность почувствовать себя идентичным, правым и успешным? Слиться в экстазе (это не плохо само по себе) с ближним? В едином порыве и так далее?
Ага, то-то и оно. А потом понеслось и покатилось. Победители в Великой Отечественной не получили от этой победы ничего, кроме возможности в очереди за дерьмовенькой колбасой утешаться мыслью "а зато мы фашизм победили".
Это работало. Пока не открыли границы, пока не была достигнута критическая масса впечатлений о жизни там, в стане проигравших. Германия, разодранная на части? В ФРГ было очень сложно попасть служить, а кто попадал - был удачлив. Италия? Япония? Да что там - Польша, которая не заграница, и та была осиянной мечтой, а за польскими колготками и тушью уже в 80х стояли очереди длиной в несколько часов!
И вопрос, который задал бы себе любой разумный человек, должен был бы формулироваться так: почему? Почему им, побеждённым, крошечным сравнительно с гигантским СССР, с минимумом ресурсов - удалось построить общественный строй, в который рвутся даже те, кто всю дорогу орёт о превосходстве и особом пути России (но учить детей, лечиться, жить и покупать виллы предпочитает там, у побеждённых), а победители остались фактически ни с чем?
Почему наш ветеран, кровь проливавший, не пьёт баварское и не может себе позволить ничего даже отдалённо сравнимого с баварским? Почему ездить на БМВ - круто и безопасно, а на ладе - ну, вы понимаете? Почему детей везут лечить в Германию (хотя уже не везут)? Почему там удалось, а здесь - нет?
Почему, ведь мы победили?
Сразу говорю - для особо ретивых - в той войне дрались, мягко скажем, не только русские, но почему-то, и это тоже симптоматично, значительная часть именно русских идентифицирует себя по принципу "мы - победители фашизма".
Но вопрос задаётся совсем другой. И чем дальше, тем громче. Этакие итоги первой мировой, только вместо задавленной победителями Германии - страна-победитель, задавившая саму себя. Пока была при власти КПСС, было удобно валить на неё и на советский строй вообще, и любой нормальный человек, не политработник, прекрасно понимал, почему наш советский моряк, проверенный и перепроверенный стопиццот раз, не имеет права в одиночку сойти на берег в иностранном порту, а должен ходить в комплекте с замполитом и старпомом, например.
Потом советский союз свалили - вернее, он свалился просто по логике событий, - и каждый из его обломков получил шанс построить то, что хочется построить.
Но проблема в том, что советский строй, господа товарищи, это такая хрень, что зашита в подкорке и настроена на самовоспроизводство. Основной принцип - объегорить государство, урвать и удрать, "ты здесь хозяин, а не гость - тащи с завода каждый гвоздь" реализуется, увы, в полном объёме.
Те счастливые страны, где совок пустил не слишком глубокие корни, где было за что зацепиться, кроме величия победы над фашизмом, первого полёта в космос и ядерной бомбы, потихоньку принялись строить нормальное здоровое государство, хорошо или плохо у них это получилось - вопрос отдельный, скажу только, что после семидесятилетней активно применяемой политики английского газона, когда безжалостно выстригается всё, что имеет наглость поднять башку выше среднего уровня, необходимо ещё как минимум столько же для того, чтобы выжечь остатки.
Там, где зацепиться не удалось, где при власти остались вскормленные спецсиськой товарищи, тоскующие о потерянном (ещё бы им не тосковать) - там у обычного среднестатистического гражданина нет возможности с помощью обычного труда обеспечить себе не то что хороший, а и просто достойный уровень житейского комфорта и безопасности. В любую секунду любого могут взять за цугундер, и что ты сделаешь? А ничего. Примеров тому тьма.
И в этой вот ситуации всплывает второй, хорошо известный анекдот про барыню-внучку декабриста, дед которой хотел, чтобы не было бедных. И - дело в шляпе. Задавленная злость на несправедливость (мы работали, пахали-пахали, а всё в той же жопе, а ведь мы же победители, мы великая нация! - ни единого слова из этого внутреннего монолога я, кстати, не пишу в насмешку, это действительно так и есть) плюс виртуальная возможность переиграть и перепоказать результаты второй мировой, и уж в этот-то раз...
Поэтому и фашисты, поэтому и национализм - к нему хорошо цепляется приставка "социал". Поэтому опьянённые возможностью снова почувствовать себя великими гражданами великой страны люди забывают о логике, не видят доказательств, больше того - ненавидят любое доказательство того, что их гнев направлен не в ту сторону, в которую его следовало бы направлять.
Радует одно: что есть всё-таки люди, хорошо помнящие советский союз и понимающие, что для того, чтобы твоя жизнь стала лучше, нужно делать её лучше. А не пытаться изо всех сил окружить себя высосанными из пальца врагами, бить их под предлогом защиты добра и света (никого не удивляют ведь заявления о том, что теперь, после донецкой бойни, нас всех тем более надо срочно защищать, пока камня на камне не останется?) и делать жизнь окружающих адом, на фоне которого твой собственный ад кажется не таким уж и страшным.