Православие - хороший инструмент саморазвития. Только вот используется почему-то в большинстве случаев через такую ж....
Лучшая подруга моя живет с какого-то момента в Клину, общаемся только по аське. И вот ударилась она в православие. Причем человек достаточно думающий, эрудированный и вообще не склонный к идиотизму. Более того - мы с ней когда-то вместе постились, и впервые на Пасху сходили на крестный ход, и много обсуждали, что оно такое - православие. Но все было нормально.
Теперь я не совсем понимаю, что происходит. Мы по-прежнему можем обсудить все что угодно, но в этом всем начала скользить мысль "все это бесполезно, все это тлен". На пикник дальше ближайших кустов не надо, отпуск она тратит на поездку в монастырь... И не то чтобы это само по себе плохо, но она как-то стала этим всем подменять жизнь. Как сектанты. Хотя внешне вроде все нормально, но какие-то вещи настораживают.
Задумалась я, что же здесь не так. Начала думать, в чьем же исполнении мне нравится православие. Никого не нашла. Задумалась, почему.
И поняла следующее.
Православие само по себе, в его правильном проявлении, можно сравнить с красивой симфонией.
Только люди, его практикующие, чаще всего открывают рот и при попытке поделиться своим опытом получается "КАРРРР!!!" или еще какая какофония.
В результате "спасись сам и вокруг тебя спасутся другие" не получается. Потому что другие, включая членов семьи, сбегают, когда их пытаются приобщить к такой какофонии.
Почему же не получается симфония и как она должна выглядеть?
Православие должно поменять человека изнутри, чтобы он светился, и тогда к нему придут другие и скажут - а что ты делаешь, чтобы так светиться?
При этом человек должен в процессе изменений в общем-то хранить в тайне свою практику, свои посты, молитвы и прочее.
Неважно, какой у тебя строгости пост, если он не достигает цели. Зачем приседать со штангой, если целлюлит остается на месте?
Самый главный критерий, создающий какофонию и отпугивающий многих. Религиозные практики не должны жизнь сужать, они должны ее расширять.
Т.е. человек при их помощи должен научиться не давить себя, а наслаждаться жизнью в ее любых проявлениях.
Жилищными условиями любого диапазона, от пятизвездочных до палаточных.
Едой от мишленовского ресторана до печеной на костре картошки.
Одеждой от застиранных треников до дорогого костюма.
Только вот не бла-бла про "я наслаждаюсь", а реально наслаждаться. Это видно со стороны, и обмануть сложно.
Кроме того, религиозные практики не должны способствовать разделению "я - они".
Вот Я пощусь/молюсь/слушаю радио Радонеж, а вот ОНИ этого не делают. Значит, я лучше и ближе к Богу.
Болта.
Человек, в немом восхищении застывший перед красотой заката, гораздо ближе к Богу, чем тот, кто причастился в качестве дани традиции.
Зачем нужен пост, например? Зачем себя в чем-то ограничивать? Чтобы в это время посадить какой-то росток и попытаться его вырастить.
Мы убираем что-то, чтобы заняться чем-то другим. И вот этот росток - это область личная, туда никого пускать не надо.
Оценят росток окружающие. По косвенным признакам.
Но росток должен быть в плюс к жизни, а не вместо.
Если росток не растить, а просто терпеть месяц без вкусной еды, пост сложен и не нужен.
Кстати, светящихся людей я видела. Но почему-то только среди йогов.
Они обладают вот той самой гибкостью и умением наслаждаться крупицами жизни.
Кроме того, это очень творческие люди, как правило, контактные и любящие других людей.
Но границы они держать тоже умеют.
Они никогда не впадают в уныние.
И у них йога не вместо жизни. Фанатики, у которых это не так, это другой разговор.
А вот православных таких не встречала.
У них почему-то чаще всего православие либо идея-фикс, либо отжирает кусок жизни, либо показное соблюдение ритуалов.
К ним нет желания подойти и спросить, как и мне так жить.
Потому что уровня любви к миру крайне мало ощущается.
Потому не понимаю возни с воцерковлением детей. Да родители должны себя в порядок привести, а ребенок воспримет все, что надо, без слов.
Только себя никто не хочет. Все хотят "выполнить родительский долг", не изменив себя внутренне.
Кроме того, с эмоциональной сферой и православием совсем швах.
Успешный православный - это человек, наполненный до краев счастьем и радостью бытия. И поэтому он имеет эту роскошь - быть спокойным.
А тот, кто убил в себе эмоции в попытке быть спокойным, создал себе персональный ад.
В общем. Самое главное. Правильное православие ничего от жизни не отжирает.
Оно требует разбора, почему меня так тянет на то или это. Но не подавления желаний и не настроения "все тлен, меня оценят на небесах".