Выловила интересное про стыд.
Для себя поставила следующие зарубки:
Чувство вины - это когда ты СДЕЛАЛ что-то плохое.
Чувство стыда - когда тебе страшно, что ТЫ САМ плохой.
Разные вещи.
И еще, прочитав это, поняла, почему большинство детей ведут себя совсем не по-ангельски.
Потому что если они это делают, мы их не будем слышать и забудем об их существовании. Ну по крайней мере опасность сильно увлечься повседневными делами есть.
читать дальше
Для себя поставила следующие зарубки:
Чувство вины - это когда ты СДЕЛАЛ что-то плохое.
Чувство стыда - когда тебе страшно, что ТЫ САМ плохой.
Разные вещи.
И еще, прочитав это, поняла, почему большинство детей ведут себя совсем не по-ангельски.
Потому что если они это делают, мы их не будем слышать и забудем об их существовании. Ну по крайней мере опасность сильно увлечься повседневными делами есть.
читать дальше
14.03.2014 в 06:25
Пишет Cissi:alyaeva.livejournal.com/47665.html
Что такое стыд и как от него не разрушаться
Давеча была на конференции МИГИПа, очень впечатлилась семинаром Елены Петровой про стыд. Хочу поделиться ее революционным, я считаю, открытием в области стыда.
читать дальше
Елена рассматривает стыд не как чувство, а как симтом, появляющийся вследствие минимум трех конфликтующих между собой импульсов одновременно, ставящих под сомнение возможность принадлежать и быть принятой значимой социальной группой - будь то семья, друзья, школьный класс и пр.
Выражаясь совсем простыми словами, Стыд - это когда организм человека не выдерживает оставаться в таком напряжении, связанном с внутренним конфликтом, и как бы перегарает.
Оттого стыд проявляется покраснением, спутанностью мыслей, замешательством, временной дизориентацией.
Для возникновения стыда необходимо направленное чувственное возбуждение (желание чего-либо), действие, направленное на исполнение собственного желания и неадекватная реакция окружающих в ответ на это желание (например, игнорирование или угрожающая чем-либо реакция).
Вот вам задачка про стыд, приведенная Петровой на семинаре. В самом конце текста я опишу ответ.
Ситуация:
девочка 4х лет идет с мамой в магазин. В магазине видит игрушку, которая ей очень нравится (чувственное возбуждение). Стараясь быть хорошей дочерью, как учили родители, девочка сдерживает свои импульсы кричать и требовать, а спокойным голосом и вежливо, как учила мама(сильно энергозатратное для ребенка действие), просит купить ей этот мячик .
Мама, перегруженная сумками и заботами не замечает важности этой просьбы для ребенка и на автомате, не глядя, отвечает "потом" (игнорирование).
Хоп - получите, распишитесь. Три импульса:
1. Желание "хочу мячик"
2. Спонтанная реакция закричать на весь магазин "Хочу мячик! Купи!",
3. желание быть хорошей дочерью, удерживание импульса кричать и требовать внушенным родителями убеждением "хорошие девочки не кричат, когда чего-то хотят, а спокойно и вежливо просят" (представляете сколько энергии тратит 4х летний ребенок, у которого эмоционально-волевая сфера слабо регулируется)
Формирование стыда: "Я так много потратила сил, что получив игнорирование от мамы, не знаю как со всем этим справиться, пережить. Нереализованные импульсы не принесли ожидаемого результата, в организме нет ресурсов, что бы справиться с этой ситуацией".
Ситуация развивается дальше:
Обескураженная девочка пришла с мамой домой, молча ушла к себе в комнату, села в уголок и затихла. Папа, заметив, что с ребенком что-то не то, подошел к дочери и выяснил, что та в растерянности - хотела мячик, но не получилось. Папа идет к маме и обсуждает с ней: мол как-так получилось, что ребенку мячик за копейки не купила, ребенок весь в страданиях. Мама, не ожидая, что ее непреднамеренное игнорирование просьбы дочери приведет к таким последствиям, пулей бежит в магазин исправлять ситуацию, покупает мячик. Мячик оказывается в руках у девочки, а чувство стыда девочки усиливается.
Внимание, вопрос: почему у главной героини - 4хлетней девочки - чувство стыда усилилось, когда мама ей принесла мячик?
(ответ в самом конце статьи)
Далее про феномен стыда.
В стыде человек переживает помимо вышеописанных симптомов (покраснение, спутанность мыслей и пр.), чувство одиночества и изолированности от окружающих. Ж. М. Робин пишет "Переживание стыда есть важный социальный феномен, актуальный в ситуациях, если человек нарушил нормативы и ценности группы, к которой он принадлежит, и желает по своей воле сохранить отношения и ценности в этой группе, "вернуться к людям"".
Часто стыд - отравляющее изнутри переживание такой силы, что под сомненим само существование человека, и переживается как "Я какой-то не такой, плохой, не правильный" (не путать с чувством вины, которое переживается как "я СДЕЛАЛ что-то плохое"). Оттуда и выражения про стыд "Хочется сквозь землю провалиться", т. е. исчезнуть.
Есть у стыда еще один важный феномен: стыдиться - стыдно. Здесь я дословно процитирую Елену: "Человек знает из опыта, что если он сделал что-то "неподобающее", то ему будет стыдно. И ситуация будет неприятной. Поэтому в случаях стресса он делает "обратное действие" [т. е. действие, прямо противоположное тому, что человек считает постыдным]. Он опасается переживать стыд, стыдится своего стыда. Так как думает, что если он застыдится, то ситуация станет совсем непереносимой". В моем опыте стыд стыда - сильно отравляющее переживание. Ужасно трудное, разрушающее переживание. Поэтому порой, дабы защитить свое существование хоть как-то от чрезмерного отравления стыдом, стыд может подменяться и распознаваться как страх или злость.
Есть разные способы формирования стыда, такие как наказание стыдом (внушение человеку его личностной плохости, на основании поступка, который чем-то неугоден) и передача стыда от родителя к ребенку, так называемое "заражение стыдом" (Когда родитель, испытывая стыд по какому-либо поводу, основываясь на собственных убеждениях, оценивает личность ребенка. Например, взял ребенок в гостях красивую брошку и решил от чистого сердца подарить ее маме. Мама без объяснений ребенку как нужно обходиться с чужими вещами и вообще как отличать чужое от своего, видя, что ребенок взял чужую вещь, стоящую дорого, проецирует (переносит) на ребенка собственный стыд и ругает "Вор растет! Как тебе не стыдно воровать чужие вещи!").
Теперь традиционный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Самое первостепенное и полезное что можно сделать со стыдом - присвоить себе право стыдиться. Сам факт признания стыда за что-либо, значительно снижает токсичность, отравление стыдом. Здесь снова процитирую Елену дословно:
"Если человек разрешает себе переживать (признавать) факт переживания субъективного опыта стыда без эффекта "стыд стыда", он восстанавливает свое право на естественность и спонтанность в сложных внутрисоциальных коммуникациях".
В общем стыдиться - это естественно и нормально.
Далее, после восстановления и присвоения себе права чувствовать то, что чувствуешь (это законное право любого человека), нужно по отдельности разобрать все три (реже два или больше трех) импульсов, которые находятся между собой в конфликте. Иными словами, отделить мух от котлет. Напомню, что стыд - это внутреннее "перегорание" от напряжения вследствие трех разнонаправленных импульсов, с которыми организм одновременно справиться не может. Зато с каждым ОТЕЛЬНЫМ импульсом - вполне. Для этого важно эти импульсы осознать, отделить один от другого и сознательно восстановить очередность удовлетворения всех трех потребностей.
Мне очень понравилась метафора Елены:
Стыд - это как три бабушки с тележками в метро, которые одновременно ломятся в одну дверь, застревают и начинают скандалить, перекрывая проход. Так вот, задача - разнять этих "бабушек", дать каждой четкую инструкцию как и когда ей проходить, дабы избежать столкновения и затора. И каждая бабушка по отдельности - милейшее создание, как правило.
Теперь ответ на задачку, приведенную выше:
У нашей маленькой героини чувство стыда усилилось по той причине, что ее импульс, обращенный к маме (просьба купить мячик) остался проигнорированным, ведь папа сам подошел к маме и попросил купить мячик. Тем самым девочка как бы получила двойное послание: "Хорошие девочки разговаривают с мамой вежливо, не кричат, и вознаграждаются за это родительской похвалой, одобрением и вниманием. Но когда ты хорошая девочка, твои желания не заметны и не слышны для мамы". При прочтении этого предложения у меня уже в мозгу короткое замыкание. Если к этому моему замыканию добавить сильное желание заиметь клевый мячик, то в мозгу происходит "взрыв".
Соответственно, решение задачки в данной ситуации: папе научить дочку адекватно заявлять о своих желаниях, а не делать это за девочку.
Если бы девочка при папиной поддержке подошла еще раз к маме и рассказала бы о том, что с ней происходит, то у нее появился бы новый опыт, подтверждающий ее право на собственные желания и адекватное их выражение (напр. спокой обидноное сообщение о том, что так хотелось мячик. без крика и истерик, сохраняя возможность быть "хорошей девочкой") и главное - опыт быть услышанной, пусть не с первого раза.
URL записиЧто такое стыд и как от него не разрушаться
Давеча была на конференции МИГИПа, очень впечатлилась семинаром Елены Петровой про стыд. Хочу поделиться ее революционным, я считаю, открытием в области стыда.
читать дальше
Елена рассматривает стыд не как чувство, а как симтом, появляющийся вследствие минимум трех конфликтующих между собой импульсов одновременно, ставящих под сомнение возможность принадлежать и быть принятой значимой социальной группой - будь то семья, друзья, школьный класс и пр.
Выражаясь совсем простыми словами, Стыд - это когда организм человека не выдерживает оставаться в таком напряжении, связанном с внутренним конфликтом, и как бы перегарает.
Оттого стыд проявляется покраснением, спутанностью мыслей, замешательством, временной дизориентацией.
Для возникновения стыда необходимо направленное чувственное возбуждение (желание чего-либо), действие, направленное на исполнение собственного желания и неадекватная реакция окружающих в ответ на это желание (например, игнорирование или угрожающая чем-либо реакция).
Вот вам задачка про стыд, приведенная Петровой на семинаре. В самом конце текста я опишу ответ.
Ситуация:
девочка 4х лет идет с мамой в магазин. В магазине видит игрушку, которая ей очень нравится (чувственное возбуждение). Стараясь быть хорошей дочерью, как учили родители, девочка сдерживает свои импульсы кричать и требовать, а спокойным голосом и вежливо, как учила мама(сильно энергозатратное для ребенка действие), просит купить ей этот мячик .
Мама, перегруженная сумками и заботами не замечает важности этой просьбы для ребенка и на автомате, не глядя, отвечает "потом" (игнорирование).
Хоп - получите, распишитесь. Три импульса:
1. Желание "хочу мячик"
2. Спонтанная реакция закричать на весь магазин "Хочу мячик! Купи!",
3. желание быть хорошей дочерью, удерживание импульса кричать и требовать внушенным родителями убеждением "хорошие девочки не кричат, когда чего-то хотят, а спокойно и вежливо просят" (представляете сколько энергии тратит 4х летний ребенок, у которого эмоционально-волевая сфера слабо регулируется)
Формирование стыда: "Я так много потратила сил, что получив игнорирование от мамы, не знаю как со всем этим справиться, пережить. Нереализованные импульсы не принесли ожидаемого результата, в организме нет ресурсов, что бы справиться с этой ситуацией".
Ситуация развивается дальше:
Обескураженная девочка пришла с мамой домой, молча ушла к себе в комнату, села в уголок и затихла. Папа, заметив, что с ребенком что-то не то, подошел к дочери и выяснил, что та в растерянности - хотела мячик, но не получилось. Папа идет к маме и обсуждает с ней: мол как-так получилось, что ребенку мячик за копейки не купила, ребенок весь в страданиях. Мама, не ожидая, что ее непреднамеренное игнорирование просьбы дочери приведет к таким последствиям, пулей бежит в магазин исправлять ситуацию, покупает мячик. Мячик оказывается в руках у девочки, а чувство стыда девочки усиливается.
Внимание, вопрос: почему у главной героини - 4хлетней девочки - чувство стыда усилилось, когда мама ей принесла мячик?
(ответ в самом конце статьи)
Далее про феномен стыда.
В стыде человек переживает помимо вышеописанных симптомов (покраснение, спутанность мыслей и пр.), чувство одиночества и изолированности от окружающих. Ж. М. Робин пишет "Переживание стыда есть важный социальный феномен, актуальный в ситуациях, если человек нарушил нормативы и ценности группы, к которой он принадлежит, и желает по своей воле сохранить отношения и ценности в этой группе, "вернуться к людям"".
Часто стыд - отравляющее изнутри переживание такой силы, что под сомненим само существование человека, и переживается как "Я какой-то не такой, плохой, не правильный" (не путать с чувством вины, которое переживается как "я СДЕЛАЛ что-то плохое"). Оттуда и выражения про стыд "Хочется сквозь землю провалиться", т. е. исчезнуть.
Есть у стыда еще один важный феномен: стыдиться - стыдно. Здесь я дословно процитирую Елену: "Человек знает из опыта, что если он сделал что-то "неподобающее", то ему будет стыдно. И ситуация будет неприятной. Поэтому в случаях стресса он делает "обратное действие" [т. е. действие, прямо противоположное тому, что человек считает постыдным]. Он опасается переживать стыд, стыдится своего стыда. Так как думает, что если он застыдится, то ситуация станет совсем непереносимой". В моем опыте стыд стыда - сильно отравляющее переживание. Ужасно трудное, разрушающее переживание. Поэтому порой, дабы защитить свое существование хоть как-то от чрезмерного отравления стыдом, стыд может подменяться и распознаваться как страх или злость.
Есть разные способы формирования стыда, такие как наказание стыдом (внушение человеку его личностной плохости, на основании поступка, который чем-то неугоден) и передача стыда от родителя к ребенку, так называемое "заражение стыдом" (Когда родитель, испытывая стыд по какому-либо поводу, основываясь на собственных убеждениях, оценивает личность ребенка. Например, взял ребенок в гостях красивую брошку и решил от чистого сердца подарить ее маме. Мама без объяснений ребенку как нужно обходиться с чужими вещами и вообще как отличать чужое от своего, видя, что ребенок взял чужую вещь, стоящую дорого, проецирует (переносит) на ребенка собственный стыд и ругает "Вор растет! Как тебе не стыдно воровать чужие вещи!").
Теперь традиционный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Самое первостепенное и полезное что можно сделать со стыдом - присвоить себе право стыдиться. Сам факт признания стыда за что-либо, значительно снижает токсичность, отравление стыдом. Здесь снова процитирую Елену дословно:
"Если человек разрешает себе переживать (признавать) факт переживания субъективного опыта стыда без эффекта "стыд стыда", он восстанавливает свое право на естественность и спонтанность в сложных внутрисоциальных коммуникациях".
В общем стыдиться - это естественно и нормально.
Далее, после восстановления и присвоения себе права чувствовать то, что чувствуешь (это законное право любого человека), нужно по отдельности разобрать все три (реже два или больше трех) импульсов, которые находятся между собой в конфликте. Иными словами, отделить мух от котлет. Напомню, что стыд - это внутреннее "перегорание" от напряжения вследствие трех разнонаправленных импульсов, с которыми организм одновременно справиться не может. Зато с каждым ОТЕЛЬНЫМ импульсом - вполне. Для этого важно эти импульсы осознать, отделить один от другого и сознательно восстановить очередность удовлетворения всех трех потребностей.
Мне очень понравилась метафора Елены:
Стыд - это как три бабушки с тележками в метро, которые одновременно ломятся в одну дверь, застревают и начинают скандалить, перекрывая проход. Так вот, задача - разнять этих "бабушек", дать каждой четкую инструкцию как и когда ей проходить, дабы избежать столкновения и затора. И каждая бабушка по отдельности - милейшее создание, как правило.
Теперь ответ на задачку, приведенную выше:
У нашей маленькой героини чувство стыда усилилось по той причине, что ее импульс, обращенный к маме (просьба купить мячик) остался проигнорированным, ведь папа сам подошел к маме и попросил купить мячик. Тем самым девочка как бы получила двойное послание: "Хорошие девочки разговаривают с мамой вежливо, не кричат, и вознаграждаются за это родительской похвалой, одобрением и вниманием. Но когда ты хорошая девочка, твои желания не заметны и не слышны для мамы". При прочтении этого предложения у меня уже в мозгу короткое замыкание. Если к этому моему замыканию добавить сильное желание заиметь клевый мячик, то в мозгу происходит "взрыв".
Соответственно, решение задачки в данной ситуации: папе научить дочку адекватно заявлять о своих желаниях, а не делать это за девочку.
Если бы девочка при папиной поддержке подошла еще раз к маме и рассказала бы о том, что с ней происходит, то у нее появился бы новый опыт, подтверждающий ее право на собственные желания и адекватное их выражение (напр. спокой обидноное сообщение о том, что так хотелось мячик. без крика и истерик, сохраняя возможность быть "хорошей девочкой") и главное - опыт быть услышанной, пусть не с первого раза.
И еще, прочитав это, поняла, почему большинство детей ведут себя совсем не по-ангельски. Потому что если они это делают, мы их не будем слышать и забудем об их существовании. Ну по крайней мере опасность сильно увлечься повседневными делами есть.
Бывает и такое. Но не всегда. Ситуации бывают разные...
У меня есть другое объяснение некоторых вариантов плохого поведения детей.
Я часто вижу, что многие дети устраивают истерику в супермаркете, что им что-то не покупают. Размышляла над этим. И вот где увидела корни. Когда малыш только начинает говорить, одно из первых слов -"дяй!" Родители нарадоваться не могут и, конечно, дают ему всё, на что он пальчиком покажет. И ребёнок понимает, что попросить что-то вызывает радость у окружающих. Поэтому, естественно, он говорит это и в супермаркете, тем более, там столько привлекающих внимание вещей! Он-то не понимает, что эти вещи стоят денег, которых у родителей может не быть... А отказ он понимает как обиду или отсутствие любви, что и приводит к нервному расстройству...
Или ещё один пример. Мне подруга как-то пожаловалась, что её дочка (3 года) сказала ей: "Пошла!" У меня сразу возникла мысль, что девочка откуда-то взяла это слово, наверно, от неё же самой. Подруга сказала, что да, она так ей говорила, когда та ей мешала говорить по телефону... И она теперь удивляется?
Когда малыш рисует на обоях, он не понимает, что там рисовать нельзя. На бумаге-то можно, а это -та же бумага...
Всё это надо объяснять детям. Они умные (хоть некоторые "экономически подкованные" субъекты с этим не согласны), они всё поймут. Только делать это без гнева, без злости. Относиться просто как к человеку, который пока что чего-то не понимает...
Чаще всего это получается не самыми приемлемыми способами.
А злиться понятное дело бесполезно.
Когда мы злимся на рисующего на обоях ребенка, мы злимся на то, что его завели вообще, что он нам теперь мешает спокойно тупить например, что мы вынуждены вместо этого разруливать ситуацию с обоями.
А некоторые - чтобы отвлечься от ненавистного дела, которое их заставляют делать...
И потом - смотря что считать плохим поступком! Вот администрация школы считает плохим поступком приход в школу не в школьной форме. И как на это отреагирует девушка с развитым чувством стиля, которая понимает, что форма ей ну никак не идёт? Или начнёт злиться на этих людей и всячески демонстрировать эту злость, или начнёт думать, как Вы раньше описывали, что её чувства ей врут... В любом случае последствия будут негативными...
А про более старших - когда репетиторствовала, в принципе вывела одно правило: детям нужен взрослый, который их слышит, для которого они люди, а не мешок для знаний и подчинения.
А про более старших - когда репетиторствовала, в принципе вывела одно правило: детям нужен взрослый, который их слышит, для которого они люди, а не мешок для знаний и подчинения.
+100500! Более того, не только слышит, но и видит и чувствует...