Высказывание дочки Пескова всколыхнуло умы любителей и нелюбителей советского образования, желающих учить детей палками и тех, кто за более интересное и либеральное образование.
Высказывание собсно вот
читать дальше
Но приколол меня один коммент к вот этому:
Отечественная система среднего образования всегда строилась на концепции А. Макаренко, которая рассчитана на перевоспитание несовершеннолетних преступников. Вы только представьте себе: отдаёте своего ребёнка в первый класс, а школьная система смотрит на него как на малолетнего преступника и начинает его "перевоспитывать". Отчасти, именно поэтому богатые и высокопоставленные лица отдают своих детей учиться в учебные заведения столь "ненавистного" им Запада.
А "советское образование - самое лучшее образование в мире" - это сказка для патриотически настроенного обывателя.
Никогда не смотрела на это под таким углом, но в этом определенно что-то есть.
Вечно перегруженная программа, вечно "часов мало, ничего не успеваем", потом переходим в стадию "уже должны знать"...
А потом начинаются кошки-мышки: кого не поймали на списывании, тот молодец.
Ну т.е. заранее ставят в такие условия, где законно не пролезть основной массе, и учат выкручиваться.
Не все и не везде так грустно, конечно, но... Есть кто-то, кто закончил вуз, ни разу не списывая?
Высказывание собсно вот
читать дальше
Но приколол меня один коммент к вот этому:
Отечественная система среднего образования всегда строилась на концепции А. Макаренко, которая рассчитана на перевоспитание несовершеннолетних преступников. Вы только представьте себе: отдаёте своего ребёнка в первый класс, а школьная система смотрит на него как на малолетнего преступника и начинает его "перевоспитывать". Отчасти, именно поэтому богатые и высокопоставленные лица отдают своих детей учиться в учебные заведения столь "ненавистного" им Запада.
А "советское образование - самое лучшее образование в мире" - это сказка для патриотически настроенного обывателя.
Никогда не смотрела на это под таким углом, но в этом определенно что-то есть.
Вечно перегруженная программа, вечно "часов мало, ничего не успеваем", потом переходим в стадию "уже должны знать"...
А потом начинаются кошки-мышки: кого не поймали на списывании, тот молодец.
Ну т.е. заранее ставят в такие условия, где законно не пролезть основной массе, и учат выкручиваться.
Не все и не везде так грустно, конечно, но... Есть кто-то, кто закончил вуз, ни разу не списывая?
Про нашу систему образования - увы...
Именно поэтому я ушла из школы...
Есть кто-то, кто закончил вуз, ни разу не списывая?
есть даже те, кто технический вуз закончил не списывая
и даже потом придумывал и строил какие-то турбины, ракеты, компьютеры и всё такое
ну, это не говоря уже о том, что в тех же Франции и Голландии, к примеру, хохлы-троешники ведущими специалистами в ИТ - норма жизни, свои местные, из весёлых школ и лёгких универов не тянут почему-то
im-sinne, списывать проф. предметы - одна песня. Общеобразовательные - другой.
на моей памяти всякую культурологию и педагогику у технарей, например, тупо ставили просто так, заставляя выполнить пару формальных требований
Я очень запомнила летнюю сессию на первом курсе, когда был экзамен по языку и 3 общеобразовательных типа культурологии по 100 вопросов каждый.
Причем все как всегда: за написанное из конспекта не выше тройки, а вопросы дают когда-нибудь перед экзаменом.
В результате за месяц пишем группой эти 300 вопросов, а потом перед экзаменом за 3 дня 100 соответствующих вопросов впихиваем в голову.
Ну может у кого-то память хорошая на это все, а я после сессии неделю лечила голову от передоза инфы.
У нас не было ни одного предмета, по которому был бы экзамен и который бы поставили просто так. Кроме, по-моему, основ мед. знаний - но там просто попросили сдать денег на кабинет.
Иные зачеты тоже проходили вот так.
Было два-три зачета, которые поставили за наличие конспекта.
Остальные учили и сдавали. Иногда по нескольку раз.
Tипичный экзамен в модуле BWL1 (основы менеджмента/маркетинга) в университете Цюриха. Лучший университет континентальной Европы про общеэкономическое образование и экономику предприятия.
1) Первая часть - основы менеджмента. Три раздела:
Первый состоит из трёх теоретических вопросов. Каждый вопрос берётся из одного из 180 (ста восьмидесяти) слайдов лекционной презентации про менеджмент. Необходимо не просто что-то похожее написать, а раскрыть вопрос применительно к данной в задании ситуации.
Второй раздел это 8 вопросов с выбором ответа, один правильный ответ. При этом за неправильный ответ - малус. Т.е. отнимают баллы. Не написанный ответ - ноль. Содержимое точно так же как в части 1.
Третий раздел - расчётные задания из практики про юридические и финансовые аспекты менеджмента. Например - вот баланс, посчитайте пожалуйста дебиторку при вот таких-то вводных. Или доли в предприятии после изменений состава участников. Или стоимость предприятия минимум двумя методами.
2) Вторая часть - основы маркетинга. Два раздела:
Первый - расчётные задания и теория. Дать и развернуть два-три определения из лекционного конспекта (120 страниц). Может быть что угодно. Потом дан бизнес-кейс - рассчитать что-нибудь применительно к ситуации.
Второй - вопросы с выбором ответа. Восемь вопросов с одним правильным. 12 вопросов с любым количеством правильных ответов - от нуля до всех. Баллы дают только за полностью верный ответ.
На всё про всё - 55 минут в зале с видеокамерами и проверяющими. Никаких вопросов перед экзаменом, естественно, не дают. Проходной результат - ровно половина из отвеченного. Высший балл - все правильные ответы. Между - прогрессивная шкала, т.е. между 4 (проходной) и 4,25 гораздо больше баллов чем между 5,75 и 6 (высший балл).
Это один из лёгких экзаменов. BWL2 про стратегическое управление, например, то же самое, только там три книжки по 120 страниц и сплошные расчётные задачи и кейсы.
Конспект есть, ладно. Ну и как-то ж вот этим всем расчетам учат?
Дело ведь не столько в сложности экзамена, сколько в том, чтобы подготовка к нему была по уму.
Специально конкретно каждый вопрос не объясняют, нет. Не понял - твои проблемы, кури учебник до посинения. Заучивать наизусть тоже не катит, ибо задания - на понимание материала.
У нас - выживают сильнейшие (причём не столько в умственном, сколько в житейском плане, к тому же с немалой долей везения). Если этим сильнейшим посчастливилось учиться или работать за границей, то им, конечно, легче, чем было у нас (никто не орёт, не оскорбляет, все уважительно относятся), поэтому так и получается. Ведь просто поставить двойку или при этом сказать "дебил", "тупой", " тебе не дано" - разные вещи...
А как насчёт остальных? Тех, которые могли бы, но оказались психологически слабыми?
У них (по своим родственникам знаю) тяга к учёбе закладывается с пелёнок. Поэтому учиться в универе им - обычное дело. И хоть армию охраны и тысячи камер ставь -просто не нужно им списывать... Тем более, задания на понимание. У них есть желание освоить профессию, поэтому нет желания прогуливать лекции или платить за экзамены...
Всякие, конечно, есть везде, но мне кажется, у них это не так массово...
Всякие, конечно, есть везде, но мне кажется, у них это не так массово...
У них ты ничего и никогда не купишь. Система так построена.
Ну и дибилами и тупыми в высших учебных заведениях в экс-СССР очень редко преподаватели студентов называют. Это надо реально заслужить. В школе - да, бывает.
К тому же, знания, умения и навыки должны быть применимы в жизни. А вызубрить кучу имён учёных и их мнение по какому-то поводу, потратив на это уйму времени и сил, вместо, например, совершенствования английского - не думаю, что это способствует повышению охоты к учёбе...
Вызубривание же кучи имен ученых и их мнений - это, как ни странно, для специалиста гуманитарного профиля очень немаловажная часть багажа знаний. Нужно чтобы уметь понимать и оценивать долгосрочные тренды в своей области и вообще откуда пошел тот или иной метод и до каких пор его верно применять. История науки, она воообще, как и любая история - даёт очень много пищи для ума.
У вас просто работы такой сложности нету, для которой подобные знания и умения реально нужны были бы. И у преподавателей её тоже нету, потому они и не могут объяснить зачем это нужно.
А по поводу всяких наук - а кому это в жизни применимо?
Вот это похоже на правду.
К сожалению, у нас были профильные предметы с громкими названиями "синхронный перевод" и прочее "мастерство перевода".
Я с восторгом их увидела в расписании и подумала - наконец-то будут дрючить как надо. Хотелось увидеть, как наши преподы с этим справятся сами-то.
На выходе был пшик... Никак. Содержание обучения не отвечало заявленным предметам.
Нет таких спецов.
Меня до универа немного учили синхронному переводу, это очень сложный навык.
Потом я сама пыталась студентов старших курсов этому учить. Они чисто физиологически не понимали, как можно одновременно слушать и говорить...
А ведь на выходе анонсируется спец, готовый к любой нагрузке.
Реально - мне пришлось многому доучиться, чтобы стать переводчиком не за три копейки.
В общем, на выходе действительно не нужны спецы высокого класса, видимо. Их некуда применять. И это печально.
fluffy29, А по поводу всяких наук - а кому это в жизни применимо?
Всем, у кого голова растёт из нужного места. Наука - она вообще-то про жизнь, только немного с другого ракурса. Можно, конечно, жить, и не понимать, что в мире происходит, но потом не надо плакать, когда ВНЕЗАПНО настигает всякое нехорошее.
Я даже надобность латыни могу понять. Крылатые фразы, происхождение многих слов, объяснение, почему грамматическая форма не такая, как обычно (например, множественное число некоторых английских существительных), названия растений и животных, химические элементы, название лекарств. Даже изучение старославянского языка понимаю, так как оттуда пошли многие наши слова (например, почему по-украински "сину", но "брате"). Хотя детям это рассказывать ни к чему... И это может быть полезно тем, кто изучает Библию и считает, что её переиначили.
Но насчёт учёных... Ну никак не могу объяснить, кроме проверки памяти и выносливости на прочность...
Конкретно "филолог" - это три в одном, потенциально: ученый, учитель и переводчик. Причем ученый-литературовед и ученый-языковед одновременно.
Поэтому предметов насовано с учетом охвата всех этих областей.
В результате знают всего понемногу, но в потенциале могут развить любое направление. При наличии мозгов.
Но если конкретно про недостатки, то.
- Для учителя - маловато методики. Работая учителем, я учила методику сама.
- Для переводчика - маловато специфических навыков.
- Для ученого - тоже маловато. Когда я писала диссертацию, оказалось, что я не знаю ничего.
Зачем нужно знать концепции ученых, нам объяснили на первом курсе. Чтобы знать, изобретаешь ты велосипед или нечто новое. Имеющиеся в отрасли велосипеды надо знать хоть шапочно. Но это нужно только если идти в науку. Если диплом еще может быть компиляцией литературы в смеси с практической разработкой, то диссертация - это вот уже не защитить без новизны. Филологические диссертации в каком-то смысле сложнее технических, потому что там нет конкретного доказательства, что ты прав - результатов тестов или работающей машинки. И должен быть хороший кругозор и творчество на уровне. Особенно для литературы. Язык больше связан с опытами-статистикой, там полегче.
В общем. Я считаю, что концепция "филолог - мастер на все руки" устарела и надо таки специализацию, хотя бы на старших курсах.
Хочешь учителем быть - слушай методику.
Хочешь переводчиком - нарабатывай навыки пока не лопнешь.
Suntrotter, в целом поняла. И согласна. Особенно - про методику преподавания. Как раз этому очень мало уделяли внимания. Методики английского вообще не было. Методика украинского языка и литературы - была, но её вела старая чокнутая баба Надя, и вся методика сводилась к выразительному чтению стихов... О_О А ещё был Микола Савельович, которого на километр нельзя к детям подпускать, перепугает...
Вообще про английский я писала. Просто не дали забыть.
По психологии был чокнутый дедулька, который собрал с нас рефераты, и до свидания.
Зато всякой "исследовательской работы" было в избытке...
Неужели у них нет статистики, кто куда идёт?
Изучать разные кухни и способы приготовления и украшения - вещь забавная.
Размножаться - там тоже тем для саморазвития достаточно.
Так что нет презренных тем, есть примитивное исполнение.
Потому когда человек задаёт вопрос о том, зачем ему знать про то, кто и что до него сделал - это наводит на мысли.
В зарубежах, кстати, это давно разделено. Хочешь быть просто учителем - идешь в специальное педагогическое ПТУ. А университеты это совсем другая епархия.